«Эволюция танков» с Дмитрием Пучковым

02.10.2016

Никогда не занимался написанием критических отзывов к фильмам, однако же танковая тематика, научно-популярный (учебный, просветительский) жанр и подача обсуждаемого материала не позволили инженеру-танкисту пройти мимо.

Чуть больше года назад начала выходить посвященная эволюции танков серия документальных фильмов с ведущим Дмитрием «Гоблином» Пучковым. Создатель фильмов — компания Варгейминг, разработчик игры World of Tanks.

Для начала общее впечатление. К просмотру, безусловно, рекомендую. Хорошая идея; замечательный (на мой вкус, о котором, как известно, не спорят) ведущий; профессиональные и качественные съёмка, монтаж и озвучка; картинка из различных танковых музеев; множество кадров кинохроники. Всё это позволяет рекомендовать серию фильмов к просмотру независимо от ниже изложенных критических замечаний.

К сожалению общее впечатление в значительной степени испорчено непрофессиональным сценарием и значительными перекосами в освещении ряда вопросов — выпячивание второ- и третьестепенных деталей при полном игнорировании многих фундаментальных вопросов заявленной тематики, которые следовало бы осветить. Такое ощущение, что текст писал историк (или реконструктор-любитель) узкой специализации по первой мировой войне и довоенному периоду. Примерно так же, как мне кажется, получился бы сериал «Эволюция медицины», если бы его сценарий писал врач-проктолог и никто более — анальное отверстие тема для многих (включая игроков WoT) больная, но в медицине далеко не единственная.

Создатели фильмов пошли в правильном направлении, разделив отдельные серии на темы огневой мощи, защиты, подвижности и другие. Однако, каждый, кто брал в руки любой из учебников по конструкции и расчету танка, знает, что после вводных разделов первой основной частью такой книги является компоновка. И не случайно. Именно введению в компоновку танка, как связующему элементу между основными боевыми свойствами и главному фактору, определяющему внешний облик машины, следовало посветить первый фильм сериала. Тем более, что эта тема одна из наиболее интересных для любителей истории танкостроения, достаточно обширная и имеющая широкий иллюстративный материал. Это был бы тот фундамент, на который красиво легли бы остальные серии и не нужно было бы выделять львиную часть некоторых серий обращению к вопросам компоновки танка.

Каждая серия имеет продолжительность не менее 15 минут. Эта — девять с половиной. Возможно потому, что первая серия была пробной, а, возможно потому, что авторы фильма не знали что вообще рассказывать по данной теме, практически ничего и не рассказали.

В современном танке до 60% массы приходится на броню, это слоёный пирог из стали и керамики. Она усилена динамической защитой, которая нейтрализует кумулятивные и кинетические боеприпасы, и активной, которая сбивает их ещё на подлёте. И всё это непрерывно совершенствуется. Гениально (это не сарказм)! В этом коротком вступлении отражена вся суть того сценария, который мог лечь в основу фильма. А именно. Показать эволюцию защиты танка не только миллиметрами монолитной брони, как это было сделано, но и дать классификацию защиты, продемонстрировать варианты многослойного бронирования, динамической и активной защиты, их принцип действия. Желательно с соответствующими иллюстрациями и анимацией.

Цитата: Установленный рекорд сборки одной тридцатьчетверки — полчаса — это бред. Нет, я догадываюсь, что мог иметь ввиду автор текста, но в такой формулировке для машины с трудоемкостью производства в сотни часов — однозначный бред, который неподготовленный зритель может принять за чистую монету.

Кроме того что «броня стала толще» в серии фактически не сказано ничего! Ничего из того, о чём было заявлено на первых секундах фильма во вступлении. Ни классификации, ни принципа действия, ничего о комбинированном и разнесённом бронировании, о динамической и активной защите, маскировке, комплексах оптико-электронного подавления и противодействия. Эволюция брони у авторов фильма остановилась на периоде окончания второй мировой войны. Такая короткая и узконаправленная у брони танков была эволюция…

Четыре минуты из 17-и, посвященные английским «ромбам», а так же подробному рассказу о снимаемом с танка пулемёте ДТ, который можно поставить на сошки из комплекта танка — занимательнейшая информация и была бы хороша в том случае, если бы были раскрыты базовые вопросы заявленной темы.

Здесь вылез недостаток отсутствия серии о компоновке, в которой подробный рассказ о многобашенном Т-35 более уместен. А широкое использование при этом хроники и видео с Т-28 было бы желательно сопроводить его упоминанием.

Больше двух минут фильма из 17,5 (около 13%) посвящены огнеметным танкам. При том, что огнеметных Т-34, как сказано в фильме, выпущено чуть больше 3%. А на современном этапе, оставшись тупиковой ветвью, огнемётные танки своего развития не получили (за исключением ТОС, но это скорее РСЗО переднего края, чем огнемётный танк).

…появились новые виды боеприпасов: подкалиберный и кумулятивный… [они] очень хорошо повышали бронебойные качества пушек. Замечательно. Но одного упоминания недостаточно. И здесь как раз следовало подробно остановиться на принципе действия, показать за счет чего они повышали бронебойные качества, схемы подкалиберных и кумулятивных боеприпасов, как они действуют по броне, чем первые «катушечные» подкалиберные отличаются от современных с отделяющимся поддоном и почему, соответственно, так сильно отличаются по дальности действия. Для кинетических — раскрыть суть и принцип действия нормализации и денормализации снарядов (о существовании последней большинство игроков WoT и не догадывается).

В отличие от предыдущей серии послевоенный период хоть немного, но упомянут. Тем не менее владение материалом не позднее второй мировой сказывается и здесь, иначе автор текста должен был бы знать, что управляемыми снарядами с равным успехом стреляют не только гладкоствольные, но и нарезные орудия.

Системы управления огнём, прицелы, дальномеры, механизмы наведения, стабилизаторы танкового вооружения, механизмы заряжания, управляемое вооружение, принцип действия различных снарядов, баллистика, дистанционно управляемые боевые модули и многого другого нет в этом фильме. Тема вооружения танков в буквальном смысле сведена исключительно к стволам: пулеметам, которые можно поставить на сошки, пушкам с их миллиметрами калибра и огнемётам. Очень жаль, ведь даже в имеющемся хронометраже вполне можно было в общих чертах показать всё мной упомянутое, более того, используя ресурсы такой мощной компании как Варгейминг, иллюстрировать принципы действия различными роликами и анимацией.

Эта серия резко выделяется в лучшую сторону среди остальных. Видно, что в отличие от других при написании сценария использовался качественный исходный материал. Хоть и неполно, но уделено внимание классификации и устройству. Верно указано на большинство концептуальных моментов.

Тем не менее. Все тот же недостаток в иллюстрировании принципа действия. Только в одном эпизоде показана анимация устройства торсионной подвески в статике и полное отсутствие иллюстрирования принципов действия подвесок в динамике.

Мало сказать, что у блокированной подвески плавность хода выше, почему она выше? Уж если снимается фильм, то это можно замечательно показать анимацией преодоления неровностей с демонстрацией работы подвески. Точно так же каждый тип подвески можно отдельно показать цветной анимированной схемой. Этого нет. Та же подвеска Порше на САУ «Фердинанд» — мало упомянуть, она настолько оригинальна, что даже на плоской двумерной схеме будет мало кому понятна, а на анимированном 3D было бы самое то.

Почему блокированная подвеска хороша для тихоходных, а независимая для быстроходных машин и как они ведут себя на различных скоростях? Это тоже не показано.

Устройство подвески. Ведущий находится рядом с танком, так какого идола просто трепаться? Присел на корточки, положил руку на деталь узла подвески: «это балансир; это рессора; это амортизатор; это ограничитель хода катка, здесь упругий, а вон на том танке жесткий». Ведь зрители в большинстве своем ни уха ни рыла в теме, им надо наглядно продемонстрировать.

Мелкие придиразмы: про подвеску Кристи «Она состояла из катков большого диаметра…» — подвеска не может состоять из катков большого диаметра, т.к. катки не входят в состав подвески, тем более, что ходовая часть с подвеской типа Кристи без проблем может иметь катки малого диаметра; ленивец (направляющее колесо) также не входит в состав подвески.

Смакование и перечисление марок двигателей, устанавливавшихся на различные танки — замечательно, но какой в них смыл, когда у нас есть второй общий недостаток: не раскрыты концептуальные вопросы, классификация и принцип действия. Показать принцип действия поршневого двигателя, отдельно разницу в работе карбюраторного и дизельного (а она вовсе не в том, что они по топливу бензиновый и дизельный). Показать однорядный и двухрядный двигатели с различными углами развала цилиндров вплоть до 180 градусов у оппозитных. Кстати, много раз показаны кадры работы поршневой группы 5ТДФ, тем не менее про оппозитные танковые двигатели не сказано ни слова. Только для ГТД показана простенькая схема работы.

Поскольку серии о трансмиссиях нет (возможно пока), то здесь, я считаю, было бы верным одновременно вести речь о двигателях и трансмиссиях, с которыми они сочетаются.

Показать мотор мало. А как он стоит в танке? Схемы компоновки двигателей в различных моторно-трансмиссионных отделениях пришлись бы весьма к месту. Особенно история с продольной и поперечной установкой двигателей.

По ходу фильма складывается такое ощущение, что мотор в танке сам по себе. А как быть с «силовой установкой», частью которой он является? Ведь двигатель в танке устанавливается с определёнными системами, которые обеспечивают его запуск, питание топливом и воздухом, смазку, охлаждение, разогрев перед пуском. Чем перечислять марки двигателей, которые и так никто не запомнит, следовало рассказать хоть немного о системах двигателя их принципах действия и истории появления на танках.

В принципе это отчасти та серия, которой не хватало в начале. По большей части посвященная компоновке. Поскольку тема «вымирание классов» выходит за рамки классической тематики, поэтому здесь подвергать критике авторский текст будет чистой вкусовщиной, а поэтому неуместным.

С практической не хватает демонстрации работы членов экипажа. В сети есть множество роликов работы заряжающих на различных машинах. Раз уж есть оригинальные съемки в движении, то вполне можно было снять и продемонстрировать работу механика-водителя. Работа экипажа по обслуживанию и ремонту машины, загрузка боекомплекта — этого нет. Очень хорошо смотрелась бы демонстрация взаимодействия экипажа в бою, отдание команд на заряжание, сообщения при стрельбе, целеуказание.

Само повествование об основных танках как о средстве технической унификации крайне спорно. Этот класс машин хоть и сочетает в себе свойства тяжелых и средних машин, тем не менее ни в малейшей степени вопрос унификации боевых машин не решал (да и не должен был, поскольку это классификация по тактическому назначению). Вспомним хотя бы выпускавшиеся одновременно три типа (не считая отдельных их модификаций) советских ОБТ со сходными характеристиками.

Т-64 со 115-мм пушкой также как и Т-62 считался средним. Первым основным советским танком считается изначально средний Т-64А с 1974 года (принят на вооружение в 1968).

Помните как в фильме «Ошибка резидента»? Дай мне пять молодых барашков, да. Я возьму по 300 грамм от каждого барашка, да. На хороший шашлык больше не возьмёшь барашка! Я вымочу мясо в белом виноградном вине, да. И дам его тебе, на, красивая женщина, делай шашлык. И ты загубишь баранину!

Варгейминг взял пять молодых барашков привлёк классных операторов, звукорежиcсёров, монтажёров, отличного ведущего, всю эту команду вымочил в белом виноградном вине свозил по танковым музеям мира, нашел отличную кинохронику и… дал шашлык красивой женщине отдал писать сценарий кому попало.

Комментариев нет

Обсуждение закрыто.